Разработка очковых линз для вождения

Взгляд за кулисы: как ZEISS разрабатывал линзы DriveSafe

Компания ZEISS разработала новые очковые линзы, которые идеально подходят для вождения. Это не специальные, а повседневные линзы, которыми можно пользоваться в течение всего дня. Они обладают тремя главными особенностями, которые делают вождение безопаснее и удобнее для владельца очков. BETTER VISION побеседовал с доктором Кристианом Лаппе из отдела научных разработок и технического маркетинга и Франком Милихом, менеджером проекта DriveSafe отдела технологий и инноваций/отдела по выпуску новой продукции, которые принимали участие в разработке линз DriveSafe.

BETTER VISION: линзы DriveSafe — новейшая разработка ZEISS. Как вы пришли к мысли о разработке специальных линз для вождения? И почему занялись этим в первую очередь?

BETTER VISION побеседовал с доктором Кристианом Лаппе из отдела научных разработок и технического маркетинга и Франком Милихом, менеджером проекта DriveSafe отдела технологий и инноваций/отдела по выпуску новой продукции, которые принимали участие в разработке линз DriveSafe.
BETTER VISION побеседовал с доктором Кристианом Лаппе из отдела научных разработок и технического маркетинга и Франком Милихом, менеджером проекта DriveSafe отдела технологий и инноваций/отдела по выпуску новой продукции, которые принимали участие в разработке линз DriveSafe.

Кристиан Лаппе: к разработке линз DriveSafe нас подтолкнула потребность в них пользователей, которую мы обнаружили незадолго до этого. Опросы и отзывы покупателей, полученные от наших офтальмологов и владельцев очков, показали, что многие люди ощущают дискомфорт и даже опасность из-за проблем со зрением во время вождения. Опрашиваемые ясно высказались о том, что они хотели бы иметь очки, которые подходят для использования в течение всего дня и делают процесс вождения более удобным.

Франк Милих: обеспечение хорошего зрения во время вождения — это очень сложная задача, которая зависит от множества различных факторов, например, нарушенного зрения или чувствительности к свету. Мы хотели узнать, возникают ли во время вождения конкретные проблемы со зрением, которые большинство водителей испытывают в одинаковой степени. Мы провели обширные маркетинговые исследования в Германии и США, чтобы установить, что может обеспечить улучшенное зрение во время вождения, и чтобы определить трудности со зрением, с которыми люди сталкиваются за рулем. Мы были удивлены большим количеством проблем со зрением, о которых рассказали люди, а также тем, что эти проблемы относились к определенным областям. С одной стороны, речь идет о неприятном ярком свете, который особо остро ощущается при плохом освещении, например, во время заката или рассвета, в дождь или снегопад, а также ночью, и эта проблема осложняется тем, что человек в принципе видит хуже в указанных условиях. Большинство из нас рано или поздно сталкивается с данной проблемой.

Кристиан Лаппе: кроме того, некоторые владельцы очков с прогрессивными линзами не чувствуют, что их очки приспособлены к быстрым движениям головы и глаз, являющимися частью динамического зрения, необходимого во время вождения. У них было ощущение, что ограниченные зоны видимости традиционных прогрессивных линз могут быть расширены. Таковы были задачи и проблемы, с которыми мы столкнулись, приняв решение о разработке изделия для улучшения зрения во время вождения.

BETTER VISION: в чем преимущество данных линз перед стандартными линзами? Почему линзы DriveSafe делают вождение более комфортным и, следовательно, безопасным?

Кристиан Лаппе: при разработке линз DriveSafe мы руководствовались тремя основными принципами::

  1. понимание того, как наши зрачки реагируют при вождении в условиях малой освещенности, и того, как плохие условия освещения влияют на качество нашего зрения,
  2. раздражающий яркий свет, с которым водители сталкиваются за рулем,
  3. особый характер вождения при ношении прогрессивных линз.


Первым аспектом проекта разработки являлось более глубокое понимание роли, выполняемой нашими зрачками. Мы знаем, что размер зрачка меняется в зависимости от окружающих условий освещенности. Так, слабое освещение заставляет зрачки расширятся. Но способность глаза расширять зрачок для пропускания большего количества света также влияет на качество видимой картинки. Это немного похоже на процесс фотографирования, когда вы регулируете диафрагму объектива камеры для управления количеством света, попадающим на датчик камеры. Однако данная настройка также влияет и на глубину поля зрения. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше становится глубина поля зрения. Наши зрачки работают аналогичным образом. При расширении зрачка большее количество света достигает сетчатки, и глубина поля зрения также уменьшается. Кроме того, свет в периферийных областях отражается от хрусталика глаза по-разному. Падающие лучи не фокусируются в нужном месте сетчатки, что может ограничивать зрение в случае, если зрачки значительно расширены.

В связи с этим при разработке линз DriveSafe мы оптимизировали конструкцию линзы с учетом работы органов зрения в условиях плохой освещенности, когда зрачки расширяются. Данная оптимизированная конструкция имеет критически важное значение, особенно при ношении прогрессивных линз, а также позволяет осуществить цель разработки линз DriveSafe, заключающуюся в обеспечении более комфортного зрения даже в условиях низкой освещенности. Результатом нашей работы стала технология Luminance Design®.

Франк Милих: вторым принципом процесса разработки стало пристальное изучение проблемы, связанной с ярким светом. Можно выделить два типа яркого света. С одной стороны, существуют слепящий яркий свет, т.е. яркий свет, который полностью нарушает зрение, например, в случае яркой вспышки. С другой стороны, дискомфортный яркий свет, т.е. физиологическая форма яркого света, при которой человек испытывает неудобство или раздражение. Свет фар автомобилей, движущихся навстречу, или уличное освещение часто указываются водителями в качестве причины такого источников дискомфортного яркого света.

Что же касается слепящего яркого света, то для таких случаев есть простой и эффективный способ защиты глаз: либо закрыть их, либо отвести взгляд от источника света. Это реакция органов чувств, которой люди пользуются каждый день и на которую не влияют очковые линзы. Нас интересовал дискомфортный яркий свет, который является очень неприятным и раздражающим фактором для водителей. Одним из наилучших примеров является яркий свет от фар автомобилей, движущихся навстречу, в условиях плохой освещенности. Научные данные, которые также подтверждаются результатами маркетингового исследования, связывают воспринимаемый яркий свет с фарами автомобилей, движущихся навстречу, со светодиодными или ксеноновыми H.I.D. (разрядными лампами высокой интенсивности) источниками света. Спектральный состав света играет особо важную роль. Данные современные источники света (светодиодные или ксеноновые) также демонстрируют четкое световое излучение в высокоэнергетической части оптического спектра, т.е. в полосе спектра приблизительно 440-470 нм.

Кристиан Лаппе: покрытие DriveSafe позволяет выборочно ослаблять данный раздражающий коротковолновый свет, который является частью спектра, создающего яркий свет. Важное замечание: линзы с данным покрытием также можно носить в дневные часы, и они идеально подходят для ежедневного использования.

Конечно же, данные линзы также отвечают всем требованиям соответствующих стандартов для использования в автомобилях.

Франк Милих: покрытие DuraVision® DriveSafe имеет такую же износоустойчивость и те же свойства при чистке, что и наше покрытие премиум-класса DuraVision® Platinum!

Кристиан Лаппе: третьим и последним аспектом проекта разработки являлась оптимизация прогрессивных линз для вождения. Во время вождения наши органы зрения работают в усиленном режиме. Это требует напряжения сил и высокой концентрации, поскольку наши глаза работают в усиленном динамическом режиме. Мы переводим наш взгляд и, следовательно, переключаем внимание с дороги впереди на приборную панель, быстро перемещаем глаза между правым и левым зеркалами заднего вида и зеркалом в салоне, оглядываемся назад на дорогу... и все происходит очень стремительно. Зоны для зрения в прогрессивных линзах должны обеспечивать четкое, естественное и ненапряженное зрение на любом расстоянии. Поэтому мы сфокусировались на оптимизации конструкции линзы для удовлетворения конкретных потребностей водителей. Но в то же время мы не хотели, чтобы водители были вынуждены менять свои очки при выходе из автомобиля. Зона для зрения вдаль и средняя зона прогрессивных линз DriveSafe специально выполнены достаточно большими для того, чтобы обеспечить оптимальную поддержку перемещений глаз водителя. В то же время зона линзы для зрения вблизи также имеет достаточный размер для выполнения таких видов деятельности, как чтение, поэтому очки можно носить в течение всего дня.

BETTER VISION: как вы тестируете такие типы линз?

Франк Милих: мы подвергли линзы DriveSafe целой серии научных анализов для того, чтобы наилучшим образом вникнуть во все три главные проблемы, о которых мы говорили раннее. Участники испытаний носили линзы и проверяли каждую характеристику новой конструкции для того, чтобы понять, как именно новые линзы влияли на их зрение во время вождения, и существенно ли улучшал их зрение каждый новый прототип линзы DriveSafe. Таким образом мы создали окончательный вариант линз DriveSafe.

Мы также проводили исследования для того, чтобы выяснить, происходило ли ослепление ярким светом. Каковы «пороги болевой чувствительности» людей при воздействии на них дискомфортного яркого света? Насколько ярким должен быть свет, чтобы человек не смог после его воздействия что-то сделать, например, прочитать текст? И каково влияние различных изделий, интенсивности яркого света и покрытий/фильтров? Мы провели тщательные испытания прототипов линзы для того, чтобы выяснить, как они влияют на зрение людей. В испытаниях участвовало множество людей, которые пробовали прототипы и оставляли свое субъективное мнение о них, заполняя очень подробную анкету. Одним из самых важных моментов в ходе испытаний было узнать об ощущениях людей, носящих новые линзы, как во время вождения, так и при их ежедневном применении. Данный способ проведения испытаний в реальной жизни является чрезвычайно важным, поэтому мы позаботились о том, чтобы обширные внутренние и внешние испытания с участием владельцев очков, стали неотъемлемой частью данного проекта.

Совместно со Штутгартским научно-исследовательским институтом автомобильной техники и двигателей (FKFS) мы провели работу по анализу движений глаз и головы водителей во время вождения. Мы хотели выяснить, как они повторно фокусируют свой взгляд, куда именно они смотрят, как долго они сохраняют фокус, а также какие движения они делают глазами и головой. Нам удалось получить ответы на эти вопросы, усадив участников испытаний в специальный испытательный автомобиль с видеокамерами и понаблюдав за движениями их глаз и головы во время вождения. Это позволило нам сделать важные выводы о том, как мы могли бы оптимизировать прогрессивные линзы для использования во время вождения.

BETTER VISION: на чем люди фокусируют свой взгляд во время вождения? И как они перемещают фокус? Отличаются ли эти действия от другой ежедневной деятельности?

Кристиан Лаппе: современный мир предъявляет нашим глазам все более высокие требования. Во многих случаях мы даже не осознаем этого, но современный образ жизни заставляет наши глаза работать по-новому. Разработка линз Digital Lenses — это наш ответ на эти изменения. Сегодня, когда смартфоны, планшеты и прочие аналогичные устройства стали так популярны, мы проводим гораздо больше времени, используя зрение вблизи. В результате мы постоянно и быстро переключаем внимание и перемещаем взгляд с близких объектов на дальние. Длительная работа глаз в таком режиме приводит к их усталости и в конечном итоге вызывает симптомы перенапряжения глаз.

При вождении одновременно задействованы различные типы зрения, что вызывает перенапряжение глаз различного характера. Для этого требуется динамическая форма зрения, которая включает в себя непрерывные движения головой и глазами. Нам приходится не только смотреть на дорогу, но и следить за окружающей обстановкой, как напрямую, так и через зеркала, а также постоянно поглядывать на приборы панели и управлять ими. Исследования, проведенные нами совместно с FKFS, показали, что мы смотрим на дорогу 96% времени. Такие результаты удивили нас, поскольку мы думали, что данный показатель будет ниже, примерно 80%, при 20% времени, затрачиваемых на визуальный контроль приборов и зеркал. При этом такие данные нас обнадежили, поскольку наблюдение за дорогой — это, в конце концов, важнейший аспект вождения! Тем не менее, это также означает, что мы вынуждаем себя взглянуть в зеркала заднего вида и на приборную панель в течение очень короткого периода времени. Это, конечно, не является «нормальным» режимом работы органов зрения и приводит к сильной усталости глаз и зрительной системы в целом. Вероятно, единственными возможными примерами ситуации, когда нам приходится переводить взгляд так быстро, являются пересечение главной магистрали в Париже или поиск наилучшей вещи на распродаже! А когда мы находимся за рулем, нашим глазам приходится работать в таком режиме в течение длительного времени и иногда в сложных условиях.

Поэтому неудивительно, что линзы, специально разработанные для этой цели, способны обеспечить лучшее и менее напряженное зрение.

Франк Милих: об этом нам также рассказали участники испытаний и первые пользователи линз DriveSafe. Мы были в полном восторге, когда получили положительные отзывы о готовом изделии как от пользователей однофокальных, так и прогрессивных линз. Ассортимент линз DriveSafe, конечно, также включает в себя специальные линзы для очков с изогнутой оправой.

BETTER VISION: что лично для Вас стало самым волнующим моментом в процессе разработки линз DriveSafe?

Франк Милих: мы с небольшой группой экспертов начали испытания нескольких прототипов с различными сочетаниями конструкций линз и покрытий (сочетания 2x2). Испытания нового изделия на себе — это всегда волнующий момент, возможно, самый волнующий из всех, во время работы над проектом. Переход от теории к практике полон неизвестности, но всегда захватывает.

В тот день после работы я взял линзы с собой и испытал их по пути домой. Первый вариант меня не впечатлил, поэтому я перешел к следующему сочетанию и попробовал его перед ксеноновыми фарами своей машины. Это было удивительное чувство! Я подумал про себя: мы действительно на верном пути...

Онлайн-проверка зрения ZEISS Как хорошо вы видите контраст и цвет? Проверьте зрение быстро и просто прямо сейчас!
Мой зрительный профиль Укажите персональные зрительные привычки и подберите индивидуальное решение.
Найдите оптику рядом с вами

Статьи по теме

Хорошо видеть – даже ночью и при плохом освещении Инновационные линзы позволят лучше видеть людям с ночной слепотой и плохим ночным зрением

Вождение + мобильность 24 нояб. 2017 г.

Tags:

Отличные очковые линзы для вождения – позаботьтесь о своей безопасности во время вождения Индивидуальные линзы для вождения делают управление транспортным средством не только более комфортным, но и гораздо более безопасным. О чем же должны помнить при покупке очков для вождения?

Вождение + мобильность 16 окт. 2017 г.

Tags:

Часто задаваемые вопросы о линзах ZEISS Digital Lenses Что именно представляют собой линзы ZEISS Digital Lenses?

Вождение + мобильность 16 окт. 2017 г.

Tags:

Просто начните видеть лучше с помощью прогрессивных линз Ассортимент прогрессивных линз ZEISS является идеальным решением даже для людей, использующих линзы в первый раз

Вождение + мобильность 16 окт. 2017 г.

Tags:

Сопутствующие товары